Правильное обслуживание противопожарного комплекта

5
(12)

На борту судна в соответствии с FSS Code должно находиться минимум 2 полных противопожарных комплекта. Оба они должны находиться в разных местах на судне. Обычно 1 на баке, другой на корме, но бывают исключения, когда оба находятся на разных палубах в надстройке.

Комплект пожарного состоит из:

Противопожарный комлект
  • Защитная одежда и перчатки
  • Резиновые сапоги
  • Специальный пожарный шлем
  • Ручной безопасный фонарь
  • Топор
  • Дыхательные аппараты
  • Спасательный трос
  • Пояс
  • Рации

Весь противопожарный комплект должен находиться в сумке, так чтобы по необходимости его было удобно достать и потащить на место сбора экипажа для дальнейших действий.

Защитная одежда и перчатки

Одежда состоит из пиджака со штанами на подтяжках. Одежда и перчатки должны состоять из специального материала, который защитит человека от ожогов.

Проверка одежды заключается в её осмотре на износ. Если заметили, что костюм протёрся, материал отшилушивается и это невозможно исправить (обычно так и будет), тогда заказывайте новый.

Необходимо промывать тряпкой с мылом поверхность одежды от грязи, пыли или масляных пятен. Особенно это придется делать после реально проведённых тревог.

Много времени это не займёт. Набрали воду в ведро, добавили мыло и протёрли ветошью. Дали костюму высохнуть или можно вытереть сухой тряпкой и все. Костюм чист и выглядит опрятно.

Необходимо проверить, чтобы противопожарный комплект был в пору для человека в чьи обязанности входит его использовать во время тревог, и, не дай бог, чрезвычайных ситуаций. Если матрос оказался слишком крупным, тогда необходимо выбрать другого человека.

Резиновые сапоги и перчатки

Или любые другие, которые не будут проводить электричество.

Проверить их на износ и убедиться, что они не слишком велики или малы для ваших избранных пожарников. В любом случаи 1-2 размера на вырост это еще не повод заказывать новые. Все зависит от вашей ответственности и заботы старпома о экипаже.

Специальный пожарный шлем

Он именно должен быть специальный, а не обычная каска со стеклышком (и такое встречал).

Проверьте шлем на износ или любые повреждения. Протрите его. Защитная прозрачная вставка должна быть прозрачной, а не в пыли или ещё в чём либо. Царапины можно попытаться убрать с помощью полировки специальным материалом с жидкостью.

Материал с задний части шлема, защищающий вашу шею, должен быть, конечно же, из защитного материала, как и ваша одежда, а так же с возможностью его снять. 

Ручной безопасный фонарь

Обязательно должен быть специальный, класса 1 (на некоторых судах возможен класса 2, в зависимости от флага). Он должен работать. Работоспособность – 3 часа с возможностью зарядить его. На борту судна должны быть запасные лампочки для него. SMS компании, так же, требует смазывать металлические части тонким слоем вазелина, чтобы он не ржавел.

3х месячная проверка фонаря заключается в полной разрядки батареи, а после, полной зарядки их же. Проводится это поочерёдно, то есть сначала сделали проверку одного фонаря, а только потом второго.

Встречаются фонари с обычными батарейками “C” категории, которые во время 3х месячной проверки необходимо просто заменить на новые.

Так же не забывайте проверять срок годность батареек. Да, она у них есть, если внимательно взглянуть. Если PSC увидит, что у вас в использовании старые батарейки, то будет лёгкое замечание, которое можно элементарно избежать.

Топор

Верхушка его должна состоять из лезвия с одной стороны и острого молотка (типа монтировки) с другой стороны. Лезвие должно быть острым. Ручка топора должна защищать носителя от электрического шока, обычно деревянная.

Дыхательные аппараты

Рядом с каждым противопожарным комплектом должен находиться хотя бы 1 полный дыхательный комплект (Breathing apparatus или BA). Так же в зависимости от вашего противопожарного плана (Fire plan), к каждому дыхательному комплекту прилагается хотя бы 1 запасной баллон.

Вместимость баллонов 300 бар, этого должно хватить на 30 минут. Все баллоны должны быть взаимозаменяемы. Если в баллоне давления меньше на 10% максимальной вместимости, то его стоит зарядить с помощью воздушного компрессора (Air compressor). Значит, если вместимость баллона 300 bar, то когда манометр покажет 270, тогда его уже нужно перезаряжать.

К сожалению, у меня на практике, за 8 лет, ни разу не попадался воздушный компрессор, и, когда давление в баллоне падало до 270, я баллон помечал, писал на нем сколько в нем давления и откладывал про запас. А “BA” был всегда заряжен полным баллоном. Каждый год баллоны сдаются на берег для полной зарядки и их проверки.

За год, когда на судне не бывает пожаров, то хватает их вполне, с учётом на пожарные тренировки.

Подробнее о проверках в “Как проверять дыхательные аппараты”.

Спасательный трос

У каждого пожарного комплекта должен быть спасательный трос длиной от 30 метров, который крепится на пояс пожарного. Трос нужен для того чтобы во-первых пожарный смог найти дорогу назад, а во-вторых, чтобы в чрезвычайной ситуации смогли найти самого пожарного.

Раньше использовались специальные сигналы для элементарного общения через подергивание троса. Сейчас их, слава богу, уже отменили, заменив на рации.

Проходя курсы SOLAS, пожарный эксперт Европы сообщил, что готов придушить лично человека, который придумал это требования. Мол настоящие пожарники никогда не будут использовать трос в замкнутых пространствах, да и вообще использование спасательного троса исключено.

По его словам, достаточно использовать пожарный рукав вместо троса, когда требуется найти путь обратно. Сам трос же вечно застревает, особенно в местах между дверью и косяком.

Пояс

Пояс должен быть элементарный, из специального материала и крепкий. На нем должно быть кольцо для закрепления спасательного троса, а так же другие крепления для фонаря и возможно маленького топора.

Рации

Буквально с 2018 года ввели пожарные рации. Они состоят из рации, крепления кнопки передачи, а так же крепления на каску специального устройства.

Так как пожарный будет использовать дыхательный аппарат, то общаться ему через обычную рацию будет просто невозможно, так как его не поймут. Для этого придумали специальное устройство, которое крепится на каску (бывает другого типа, которые крепятся как ожерелье на шею) и будет прилегать к макушке головы, из-за чего сможет улавливать звуковые вибрации и передавать сообщение главнокомандующим.

Встречались рации, у которых нет цифровых каналов, а буквенные.

По правилам, рации должны быть максимально заряжены и находиться в пожарных комплектах либо рядом с ними. По понятиям выходит, что каждая рация лежит в пожарном комплекте, а так же 2 находятся на мосту, чтобы старпом и капитан могли их использовать для связи с пожарными членами экипажа.

Постарался максимально подробно поделиться с вами опытом. Если что забыл, добавлю обязательно.

Вам было полезно?

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок 12

Будь первым, оцени!

Previous Post
Next Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.