Плюсы и минусы использования ECDIS

5
(5)

Любой навигационный помощник будет благодарен компании, если та установила на морские суда электронные карты ECDIS. Предлагаю разобраться в достоинствах и недостатках данной системы.

15 лет назад судоводители смеялись бы Вам в лицо, если им рассказали бы о навигации без бумажных карт. Веками бумажные карты были душой и сердцем судовой навигации.

Каждый опытный второй помощник капитана на судно привозил персональный механический карандаш, потому что с ним было удобно работать с бумажными картами. В любом случае, немыслимое произошло. Сначала электронные карты появились на маленьких судах, как буксиры и яхты, позже под конвенцией ИМО, ECDIS появился на больших танкерах и контейнеровозах.

Но, как и у любого навигационного оборудования, у Электронно Картографическая Навигационно Информационная Система (ЭКНИС, оно же по англ. ECDIS), есть свои минусы и плюсы. Давайте вместе их озвучим и разберемся.

Достоинства:

1. Доступность навигационных карт. Один из мощных достоинств данной системы это возможность получить навигационные карты в любое время, неважно, в порту или посреди океана. Сколько раз тратилось времени и усилий на создание прокладки, путем использования старого каталога NP 131 для выявления нужных карт под переход, составлялась заявка. А через час после отхода с порта, компания сообщает, что следующий порт изменен, а навигационных карт нет на него.

С ЭКНИС проще, нарисовал в электронной карте прокладку, выявил каких карт нет в электронной системе, отправил список в компанию и получил активационный код на карты. То, что раньше занимало 1-2 часа, сейчас занимает 5 минут.

2. Быстрота и точность создание прокладок. С помощью ECDIS, навигационный помощник, может планировать и создавать прокладки на много быстрее, чем с бумажными картами. Во всех ECDIS устройствах есть функции экспорта всех маршрутных точек (waypoint) в Excel файл, что позволяет их быстренько закинуть в файл планирования маршрута для документации.

3. Корректура карт. Раньше, имея на борту по 500, а то, и не дай бог больше навигационных карт, основная работа 2 помощника капитана была именно в корректуре карт. Сейчас же еженедельно приходят на электронную почту файлы, которые, всего лишь, надо закинуть в ECDIS. И все! Даже нудная временная корректура будет уже доступна в электронном виде.

4. Всегда знаем где мы есть. Второе мощное достоинство электронных карт, перед бумажными, это возможность постоянно следить за местонахождением судна в настоящем времени. Данная система подключена к двум независимым друг от друга GPS приемникам, что означает, что если один приемник сломается, то система все еще будет работать на втором приемнике.

Но, все опытные судоводители знают, что иногда GPS приемники отказываются работать корректно из-за районов или аномалий. Для этого подключают к электронным картам радар, что позволяет в самой электронной карте включать функцию совмещения электронной карты с показателями радара (Radar Overlay).

5. Система оберегает судно. ЭКНИС предупреждает невнимательного судоводителя, если тот направляется в район мелководья, что позволяет вовремя среагировать и спасти судно от гибели, компанию от проблем, а команду от потери лишних нервных клеток. В систему заранее вбиваются данные от которых она отталкивается и сообщает вахтенному офицеру об опасности. Давайте внимательней рассмотрим каждый из пунктов:

Safety Frame (Look Ahead). Этот тот самый пункт, который предупреждает офицера об опасности впереди. Предупреждает он звуковым сигналом не раньше чем за 10 минут. Время можно менять, но меньше ставить не желательно.

Shallow Contour (Контур мелководья). Выявляет район опасного плавания и визуально показывает где судну лучше не ходить. Если судно войдет в район, помеченный на карте голубым цветом, то окажется на мели. Чаще всего ставится значение равное максимальной осадки судна.

Safety Depth (Безопасная глубина). Выделяет на электронной карте район  с минимальной глубиной, на которой, судно будет на плаву. Как правило вводится число равное максимальной осадки + максимальная статическая осадка + ожидаемый присед судна (squat) + минимальное расстояние под килем до дна (UKC). UKC обычно присылает компания.

Safety contour (Безопасный контур). Значение, которое может быть равный значению Shallow Contour. Данные районы на электронной карте, можно назвать как зона избегания. Капитан судна может изменить данное значение на чуть больше чем от выше указанного. На ECDIS данные районы отмечены серым цветом.

Deep contour (Контур глубины). Очень полезный пункт для судов выполняющих, к примеру, чистку танковых отсеков или балластные операции, где важна глубина моря. Значение данного пункта не должно быть меньше безопасного контура.

6. Больше шансов на спасение жизней. Современные ECDIS устройства подключены к НАВТЕКСу. Все предупреждения и опасности автоматически видны на мониторе электронной карты в сопровождении звукового сигнала. Данная функция позволяет судоводителю видеть, где именно, к примеру, судно терпит бедствие, им нужна помощь.

Так же, система имеет кнопку человека за бортом, которая записывает координаты при несчастном случае, а их уже можно сообщить береговым службам.

7. Стоимость. Обслуживание электронных карт ЭКНИС, по отношению к бумажным, дешевле. Бумажные карты привозятся агентом на борт судно, что стоит и денег и времени. Иногда приходится даже заказывать какой-то катерок, который доставил бы судну на якоре, бумажные карты, без которых оно не может продолжать свое путешествие. С электронными картами все гораздо дешевле, ведь все что надо это Chart Permit на карту, который можно получить, как я писал ранее, в любое время.

8. Экологично. Представьте только, сколько было выкинуто старых навигационных бумажных карт и корректуры к ним. Это же сколько бумаги можно было сэкономить для более полезных вещей!

Недостатки:

1. Доверяй, но проверяй. Часто, навигационные помощники через чур доверяют электронным картам. Они не проверяют информацию с радаром, что уж говорить про обычный бинокль. ЭКНИС был создан как помощник в навигации, а не как замена вахтенного офицера. Не важно на сколько хороша система, с ней может случится все что угодно на судне, ведь техника имеет тенденцию портится. Вахтенный офицер должен нести вахту, используя все навигационные приборы мостика, а так же, наблюдать визуально.

2. Система зависит от оборудования мостика. ECDIS очень тесно связан с GPS приемниками, АИС, гирокомпасом и другими навигационными устройствами мостика. А вы представьте если GPS приемники полетели, перегорели. Что тогда? Использовать второстепенные методы местонахождения судна в электронное карте уже не так эффективно. Очень важно регулярно проводить все необходимые проверки навигационного оборудования и при необходимости заказывать сервис в ближайшем удобном порту.

3. Ошибочные настройки. Очень важно чтобы все выше упомянутые пункты как контур безопасности, безопасные глубины и другие, были правильно введены. В противном случае невнимательность может сыграть злую шутку. Капитан судна должен поставить пароль, чтобы изменить данные никто не смог.

4. Привыкание к звуковым сигналам. Если электронная карта настроена неправильно, то, довольно часто, могут появляться звуковые предупреждения, к которым судоводитель быстро привыкает. Это привыкание учит плохим навыкам как подтверждение предупреждения без проверки из-за чего он был. В таком случае судоводитель из-за необходимости может подтвердить в слепую звуковой сигнал что судно направляется в район мелководья. Запомни, надо каждый раз проверять из-за чего было предупреждение.

5. Системные требования. Современные электронные карты требуют мощные ПК с высоким показателем графической видео карты и РАМ. С каждым годом выходят обновления данных систем, и, если не обновлять ПК, то система будет подвисать, особенно на старых компьютерах.

6. Аномалии. Иногда, в электронной карте, нужно увеличить карту до приличных размеров чтобы увидеть опасную глубину. Иногда система сама настраивает для тебя масштаб карты и часто ошибается. Иногда, ECDIS, вовсе не видит карту, которая существует и куплена в системе. В общем, существует много мелких нюансов на, которые, стоит обращать внимание.

7. Много дополнительной информации. При долгом использовании электронных карт, на ней появляется много дополнительно информации, как «Позвать капитана», «позвонить в машину», «вызвать VTS» и т.д. Данная информации загораживает навигационные данные карты. Как вариант, стоит увеличивать карту, чтобы увидеть, что было скрыто за буквами.

В любом случае, ЭКНИС никуда не денется, морская цивилизация с радостью переходит на цифровые карты.

А какой ваш опыт использования ECDIS? Довольны ли вы электронными картами?

Вам было полезно?

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок 5

Будь первым, оцени!

Previous Post
Next Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.