Морской радар. Что нужно знать штурману?

4.5
(28)

Как навигационный помощник я обязан знать принцип работы навигационного оборудования. Поэтому в этой статье я бы хотел обсудить одно из самых важных навигационных приборов на судне – Морской Радар.



Вообще большинство названий навигационных приборов состоят из аббревиатур. Вот и тут не исключение, потому что полное название радара на английском – Radio Detection and Ranging.

А вот ARPA, которая является частью любого морского радара, расшифровывается как Automatic Radar Plotting Aid.

Принцип работы морского радара

Вращающаяся антенна радара посылает очень частые импульсы (минимум 1000 в секунду), которые долетают до объекта и возвращаются к источнику. Система рассчитывает время и пройденное расстояние импульса от передатчика до объекта и обратно. Благодаря этим данным и выходит расчет целей и их движение на дисплее радара.

Важно понимать, что расчет этот имеет свои погрешности из-за чего доверять на 100% радару нельзя.

Типы морских радаров

Морские радары, которые вы встретите на судне разделены на X-Band и S-Band.

Морской X-band радар необходим при навигации в прибрежных водах. Так же он любит хорошую погоду, а доверять его данным можно только в шкалах не больше 12 миль. По край ней мере такое его предназначение. Но по факту его используют всегда. И в плохую погоду и в открытых океанах. Просто потому что он показывает достаточно необходимой информации для штурмана. Визуально его антенна меньше чем у S-Band Радара. Посылает он 3см волны на 10ГГЦ частоте.

У радара S-Band отличные показатели в плохую погоду и именно тогда его и должны использовать. Ему всё равно что творится снаружи. Его картинка на дисплее будет чистой. Минимальная шкала использования – 6 миль. Он посылает 10см волны на 3ГГЦ частоте.

Так же полезно знать слепые зоны (Blind Sectors) ваших радаров. Разместите эту информацию возле каждого радара. Тогда, если кто-то спросит об этой информации, то вам не придётся встряхивать все мостовые папки, чтобы достать эту информацию.

Советую так же почитать: Советы использования морского радара

Настройки морского радара

Gain – чувствительность радара на мелкие объекты. Чем выше показатель, тем чётче видно цель, однако добавляются и помехи, которые будут сильно вам мешать.

Rain – помехи вызванные дождём можно убрать при помощи этой функции.

Sea – как и с Rain, при сильном волнении увеличиваем этот показатель, чтобы убрать лишние помехи.

Как добиться идеальной настройки радара?

Можно выбрать 2 пути для достижения этой цели.

1. Автоматическая настройка радара. Современный морской радар будет подстраиваться автоматически под любые погодные условия. Достаточно включить функции Auto Rain и Sea (Auto) и картинка будет автоматически очищаться от помех. Вам же останется только регулировать GAIN до максимально допустимых значений учитывая возможности радара. Поиграйтесь и вы поймёте как это просто.

2. Ручная настройка. Однако не на каждом судне вы встретите современный радар. Принимал судно, на котором радар работал с постройки судна, а это 18 ЛЕТ. Доисторический и жутко не удобный. Пришлось подстраиваться и под него.

Чтобы добиться хорошей ручной настройки необходимо найти визуально маленький объект. Чаще всего это будет рыбак, либо парусник чей-то. Увеличиваете чувствительность радара с помощью GAIN. Сначала вы чётко начинаете видеть цель на радаре, но мы будем увеличивать дальше. Со следующем увеличением чувствительности появятся помехи, которые мы будем гасить с помощью SEA и RAIN.

Финальная картинка должна выглядеть с хорошо видимой целью на радаре и минимальными помехами, а может и вообще без них. Зависит от погоды.

Дополнительные настройки морского радара

Выше были указаны основные настройки радара, которыми вы будете пользоваться чаще всего. Дополнительные настройки вы в принципе вообще не будете трогать, но если и придётся то, после этой статьи, вы уже будете знать, за что они вообще отвечают.

IR (Interference reject). Отвечает за уменьшение или уничтожение помех вызванных излучением от других радаров поблизости.  При плохой настройки, когда мимо будет проходить судно, то на радаре с другой стороны проходящего мимо судна появится помеха в виде цели. Чем хуже настройка, тем больше помеха. В худшем случае будет дуга вокруг мимо проходящего судна.

ES (Echo Stretch). С помощью этой функции можно поиграться с целями путём растягивания их. Есть 3 режима: 1 – в длину, 2 – в ширину, 3 – в обе стороны. Можно вообще эту функцию выключить выбрать режим Off.

EAV (Echo Averaging). Полезная штука, когда хочется видеть чистую картинку на радаре. Эта функция не будет отображать временные помехи. Это касается волн в плохую погоду, которые радар периодически тоже отбивает, что лично меня очень раздражает.
Стоит понимать, что настраивать эту функцию нужно с умом. На некоторых судах 1 режим даёт лучшую картинку по сравнению с другими.

Auto Rain. Без лишних слов. Автоматически убирает помехи вызванные дождём, туманом, снегом.

Pulse length или длина импульса. Чем короче импульс, тем подробнее картинка на радаре. А чем длиннее, тем лучше видно цели на больших расстояниях.

Какие аббревиатуры (сокращения) используются в морских радарах?

Экран морского радара

TTG – time to go. Сообщает время до указанной курсором точки.

HDG – heading. Показывает, куда смотрит нос судна. Данные относительно гирокомпаса.

SPD – speed. Скорость судна. Данные берутся с лага. Считается относительно воды.

COG – course over ground. Истинный курс судна, который, как известно, является курсом относительно грунта и считается он благодаря GPS.

SOG – speed over ground. Скорость относительно грунта. Здесь уже данные берутся с GPS.

OS POSITION – own ship position. Элементарный перевод. Координаты нашего судна.

BRG – bearing. Пеленг.

RNG – range. Расстояние.

CPA – closest point of approach. Ближайшая дистанция расхождения с выбранной целью.

TCPA – time to closest point of approach. Сообщает через сколько минут наступит CPA.

BCR – Bow Crossing Range. Полезное значение. Показывает, с какой стороны, и, с какой дистанцией пройдёт цель. Например, когда показывает 0.5nm, так как значение положительное, то цель пройдёт в 5 кабельтов по носу, а если бы было -0.5 тогда в 5 кабельтов по корме.

MMSI – Maritime Mobile Services Identity Number. Уникальный номер судна для переговоров между DSC (ЦИВ) станциями судов. На берегу это считается обычным телефонным номер. Чаще всего используется для недельных тестов MF/HF.

AZ – alarm zone. Ставите вокруг судна район спокойного плавания и занимаетесь своими штурманскими делами, когда какое-то судно зайдёт в ваш район спокойствия, тогда радар запищит.

VRM – Variable Range Marker. Окружность вокруг судна для измерения дистанции до цели для каких либо манёвров.

EBL – Electronic Bearing Line. Электронный пеленг, который можно и нужно использовать при расхождении с судами. Особенно полезен когда радар старый и захват целей не производит.

HL – Heading Line. Когда хотим видеть на радаре свою курсовую линию, тогда нажимаем сюда.

BRILL – Brilliance. Необходим для настройки яркости экрана.

PI – Parallel Index Line. Параллельное индексирование. Когда на судне нет электронных карт, тогда эта фича полезна будет при прохождении проливов и зон разделений.

H UP – Head Up. Дисплей радара будет настроен таким образом, что гирокомпасный курс судна будет смотреть вверх.

C UP – Course Up. Похожее что и H UP, только теперь будет ориентироваться по истинному курсу. Обе эти функции удобны при навигации по речкам, фьордам. На любителя.

TT ALARM – Target Tracking Alarm. Когда выбранная цель пропадает с захвата, тогда высвечивается это предупреждение.

ACK – acknowledge. Подтвердить, что ознакомились с высвеченным предупреждением.

Конечно каждый радар специфичен и к нему нужно привыкнуть. Не стоит пренибригать мануалами. Они часто будут вас спасать, когда действительно не понятно как сделать то, или иное.

Напишите в комментариях то, что посчитали я упустил. А может хотели бы предложить мне тему следующей статьи?

Вам было полезно?

Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок 28

Будь первым, оцени!

Previous Post
Next Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.