Как понять, что якорь не держит?

4.8
(12)

Когда на борту судна достаточно провизии, воды и топлива постоять на якоре милое дело. Во время якорной стоянки экипаж отдыхает от рутины грузовых работ, швартовых операций и прочего кипиша.

На навигационном мостике штурмана так же ведут себя более расслабленно, ведь в каком-то роде можно отдохнуть от навигации и заняться бумажными работами. А кто-то просто отдыхает, попивая кофе.

Но, сезон отдыха закрывается, когда ветер усиливается, и судно стоящее рядом начинает дрейфовать с якорем или ваш якорь не держит. Что же делать?

Давайте признаем. Нести  якорную вахту – легко, когда всё спокойно и якорь держит.

Необходимо знать способы обнаружения, что якорь то ваш не держит.

Чем раньше вы обнаружите, что ваш якорь сорвался, тем больше шансов избавить себя от ненужных проблем.

В этой статье мы обсудим нюансы, советы и методики, которые помогут обнаружить вам, что якорь не держит.

Во время постановки на якорь

В первую очередь, что нам нужно знать для несения хорошей якорной вахты – позиция якоря.

И есть только один способ это узнать – записать координаты судна во время отдачи якоря.

Во время отдачи якоря в глубоких водах, сам якорь опускается механическим путем – лебёдкой. В этом случае, когда якорь коснётся грунта, тогда и надо записать его координаты.

Это основная задача Вахтенного офицера!

Хорошая морская практика заключается в записи во сколько и в какой позиции была отдана команда “Let go anchor”.

Следующее, что нам необходимо сделать – это нажать MOB (или Event) кнопку на GPS, когда был сброшен якорь. С этой опцией мы автоматически сохраним время и позицию отдачи якоря. Waypoint обычно сохраняется под номером 999.

Swinging circle судна

Следующим шагом после записи позиции якоря, будет установка допустимого радиуса движения судна вокруг якоря. Легче сказать Swinging circle.

Это очень важный момент. Потому что не важно в какую сторону будет крутиться судно, важно лишь то, что он никогда не выйдет за границы Swinging circle, если конечно якорь держит.

Если судно выходит за размеры радиуса вращения, значит, оно дрейфует вместе с якорем.

Для сравнения возьмем козу, привязанную к палке. Бедное животное будет топтаться только в допустимом ей радиусе, до момента пока эта палка не поломается или узелок не развяжется.

Какой должен быть радиус Swinging Circle?

Длина судна от мостика до бака + длина якорной цепи. (А так же, многие еще советуют добавлять safety margin, который указывает капитан).

К примеру, дистанция от мостика до бака 150м. Судно имеет 5 смычек на палубе. Расчёт Swinging circle будет следующий:

Swinging circle = 150м + (5 x 27.5)м

По этим данным мы получаем 287.5 метров. Делим это значение на 1852 (1 морская миля = 1852м) и имеем радиус вращения судна вокруг якоря = 0.155NM

Важность звукового сигнала (Anchor Alarm)

Давайте зададим себе простой вопрос: Как мы поймем, что якорь нас не держит?

Первое что приходит в голову – пеленга и дистанции на заранее установленные фиксированные объекты будут иными.

Это правильный ответ конечно, но со стороны безопасности экипажа, судна и нервов капитана ответ этот не подходящий.

Почему?

Как часто вы проверяете позицию судно вышеуказанным способом? Каждый час, верно?

А представьте ситуацию, когда якорь сорвало в 10:10. Вахтенный офицер узнает об этом только в 1100, во время проверки пеленгов и дистанций до объектов.

Нам необходимо преждевременное предупреждение, что якорь сорвало.

И звуковой сигнал это лучшее предупреждение.

И так, какой же все-таки будет правильный ответ на вопрос, как мы поймем, что якорь нас не держит?

Мы получим звуковой сигнал, который заранее установили, а после уже проверим позицию судна по фиксированным объектам с помощью пеленгов и дистанций.

Как установить звуковой сигнал?

С помощью GPS. Пожалуй, самый надёжный метод. Чтобы это сделать следуем по инструкции для вашего GPS юнита. Обычно инструкция следующая:

Идём в “GO TO” и выбираем наш WP 999, который мы создали с помощью MOB кнопки во время команды отдачи якоря.

Это действие нам даёт дистанцию до якоря.

GPS

Если это значение будет больше чем наш радиус вращения, значит, возможно, якорь не держит.

Но, чтобы наш ГПС дал нам звуковой сигнал на дистанцию от WP999, нам необходимо сделать следующее:

  • Установить значение swinging circle
  • Включить якорный звуковой сигнал (Anchor alarm)

Для второго, мы идём в настройки сигналов GPS (alarm settings), включаем Anchor Alarm и выбираем допустимый радиус.

Установка Anchor alarm на GPS
Какие бывают ошибки во время установки Anchor alarm?

Кажется, что установить anchor alarm элементарно, но некоторые офицеры совершают простые ошибки даже здесь.

Я не буду перечислять такие ошибки как слишком тихая громкость звукового сигнала. Что я хочу подчеркнуть, так это проверка звукового сигнала.

И так, если мы установили, что swinging circle должен быть 0.13, то первоначально его стоит сделать меньше (Например, 0.09Nm) и проверить наличие звукового сигнала.

Если мы слышим звуковой сигнал, значит всё в порядке.

Теперь мы можем установить необходимую нам цифру, и смело сделать себе чашечку кофе.

Следующая из ошибок, которую совершают – установка anchor watch на ECDIS, без проверки  на наличие звукового сигнала.

Не все электронные навигационные карты издают звуковой сигнала. Они лишь визуально показывают, что судно за пределами допустимого радиуса.

И так, если мы хотим использовать anchor watch на электронной карте ECDIS, то:

  • Это будет как дополнительное устройство к GPS по звуковому сигналу. Чем больше звуковых сигналов  в ситуации, когда якорь сорвало, тем лучше.
  • Мы должны знать, если судно выйдет за безопасный радиус вращения вокруг якоря, то звуковой сигнал от ECDIS будет звучать.

Советую прочитать: Плюсы и минусы использования ECDIS

Позиция судна по пеленгам от фиксированных объектов

При установки anchor alarm мы используем наши электронные девайсы по назначению.

Но, когда есть возможность проверять позицию судна по двум пеленгам, то мы обязаны использовать эту возможность. Это лучший способ проверить расположение судна.

Местонахождение используемых объектов должно иметь приличное расстояние друг от друга. Это расстояние должно быть таким, чтобы в результате угол между пеленгами был приличный.

Пеленга на фиксированные объекты

По возможности, эти два объекта должны быть определены сразу после якорной операции. Так же, капитан должен обсудить используемые объекты для проверки позиции, перед тем как передавать вахту офицеру.

Снимать позицию судна нужно хотя бы раз в час. Если не заметили значительную разницу в снятых пеленгах, то якорь держит ваше судно.

Не забывайте записывать снятые значения в anchor log.

Использование радара во время якорной стоянки

Мы уже обсудили, как использовать GPS и гирокомпас (визуальный пеленг) чтобы узнать держит ли вас якорь.

Помимо этих способов морской Радар необходимое устройство при мониторинге якорной позиции.

Когда рядом с якорной стоянкой находятся радиобуи (racon buoy) обязательно используйте их, потому что они упрощают вашу задачу.

Прямой берег без углов нам не подойдёт для снятия пеленгов радаром.

Картинка с морского радара

Если существуют ориентиры (Буи, волнолом, морские вышки и подходящие береговые линии), тогда снимать пеленг можно по ним каждый час.

Еще один популярный среди штурманов метод – установка пеленга (EBL) и дистанции (VRM) на фиксированный объект. Суть метода в том, что каждый раз взглянув на радар можно быстро определить, сорвался якорь или нет.

Используем скорость судна как подсказку

Скорость судна может нам подсказать держит ли якорь судно.

Когда якорь хорошо держит судно на месте, то скорость относительно грунта (SOG) будет равна 0, а скорость относительно воды (STW), будет равна скорости течения.

Но, когда якорь перестал держать, то всё происходит наоборот, SOG будет иметь какое-то значение, а STW будет равно 0.

Распознаём по скорости держит ли якорь судно

Поэтому, когда сорвало якорь, судно будет иметь негативную скорость (по GPS).

Когда мы хотим понять стоим мы на месте или нет, то на индикатор скорости является так же хорошим способом проверить себя.

Но, нужно учитывать, что GPS будет показывать незначительную скорость во время вращения судна вокруг якоря. Это происходит из-за смены течения или ветра.

В таком случае необходимо подождать и когда стабилизируется курс судна, тогда уже смотреть на скорость судна.

Нужно ли вешать флаг на якорную цепь?

Не все моряки практикуют данный метод. Часто этот метод не актуален, просто даже, потому что бака то и не видно на том же самом контейнеровозе.

Но, давайте разберёмся, для чего необходимо вешать флаг на якорную цепь?

Если вкратце, то чтобы понять что якорная цепь самостоятельно стравилась.

Из-за чего это произошло?

Потому что цепь была настолько натянута, что ни ленточный стопор на лебедке, ни якорный стопор не могут удержать слишком натянутую цепь.

А почему цепь натянута? Потому что якорь сорвался и рыхлит грунт.

Наблюдаем за якорной цепью

Есть еще один, крайний способ понять, что якорь сорвался с грунта.

Так как судно от сил ветра и течений движется назад, то, как мы уже давно выяснили, якорь удерживает его.

В идеале, когда судно движется назад, то якорная цепь растянется по максимуму, это называется сильное натяжение (longs stay).

Если якорь держит, то в момент сильного натяжение он потянет судно вперёд, из-за чего цепь слегка расслабнет, и, можно будет смело заявить что натяжение цепи слабое (short stay).

Но, когда якорь сорвался с грунта и больше не держит судно то цепь будет себя вести следующим образом:

  • Иметь сильное натяжение
  • После принимать положение перпендикулярно судну (Up and down)
  • Снова возвращаться к сильному натяжению.

Поэтому, когда у вас появились сомнения в надёжности вашего якоря, то смело посылайте на бак человека проверить якорную цепь.

В завершении

Никакой вахтенный офицер не будет мечтать о ситуации, когда якорь не держит, то каждый должен быть готов к этой ситуации.

Да, якорь иногда срывается с грунта.

Сорвавшийся якорь может привести к нежелательному контакту с другими судами или даже к посадки на мель.

Но всего этого можно избежать, если вахтенный офицер уведомлён о происходящем и знает, как опознать что якорь не держит судно.

Вам было полезно?

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок 12

Будь первым, оцени!

Previous Post
Next Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.