Гирокомпас. От теории к практике.

4.8
(5)

Гирокомпас широко используется в морской навигации. Его главная привилегия перед магнитным компасом – находить истинный Северный полюс земли, в то время как магнитный компас находит магнитный Северный полюс.

Конструкция гирокомпаса:

  • Основной компас (Master Compass): С помощью гироскопа находит истинный Север.
  • Репитер компаса (Repeater Compasses): Информация с Основного компаса транслируется и передается репитерам гирокомпаса в электронном виде.
  • Записывающее устройство курса (Course Recorder): Все изменения курса записываются в автоматическом режиме на бумагу или внутреннюю память прибора.
  • Приборная панель (Control Panel): позволяет управлять электронными операциями системы и корректировать данные гирокомпаса.
  • Регулятор Напряжения (Voltage Regulator): Поддерживает постоянную подачу тока с судна на генератор устройтсва.
  • Прибор сигнализации (Alarm Unit): сообщает об ошибке подачи питания с судна.
  • Панель усилителя (Aplifier Panel): контролирует работу системы.
  • Генератор (Motor Generator): Конвертирует постоянный ток в переменный и дает питание на элементы гирокомпаса.

Принцип действия

Не буду изобретать колесо, поделюсь тем, что уже было растолковано до меня в википедии:

Гирокомпас — это, по существу, гироскоп, то есть вращающееся колесо (ротор), установленное в кардановом подвесе, который обеспечивает оси ротора свободную ориентацию в пространстве.
Предположим, ротор начал вращаться вокруг своей оси, направление которой отлично от земной оси. В силу закона сохранения момента импульса, ротор будет сохранять свою ориентацию в пространстве. Поскольку Земля вращается, неподвижный относительно Земли наблюдатель видит, что ось гироскопа делает оборот за 24 часа. Такой вращающийся гироскоп сам по себе не является навигационным средством. Для возникновения прецессии ротор удерживают в плоскости горизонта, например, с помощью груза, удерживающего ось ротора в горизонтальном положении по отношению к земной поверхности. В этом случае сила тяжести будет создавать крутящий момент, и ось ротора будет поворачиваться на истинный север. Поскольку груз удерживает ось ротора в горизонтальном положении по отношению к земной поверхности, ось никогда не может совпадать с осью вращения Земли, только на экваторе они будут параллельны.

Определение поправки гирокомпаса гирокомпаса

Гирокомпас относится к навигационным устройствам мостика судна и ежедневно используется для управления кораблем, обнаружения позиции и слежением за курсом. Но в зависимости от скорости судна,
курса и координат возникают неточности в показанных гирокомпасом данных. Чтобы избавиться от неточных данных прибора используются расчеты на поправки гирокомпаса.

Метод 1. По створам

Один из популярных способов определения поправки устройствапо створам. Движемся в сторону створ, изменяем и держим курс так чтобы створы были друг за другом, на одной линии. Держим курс примерно 1-2 минуты для лучшей достоверности полученных данных и снимаем курс с гирокомпаса. Полученный курс минус рекомендованный курс на навигационной карте будет равен погрешности гирокомпаса.

Минусы данного способа:
1.       Створы не везде встретишь, только в портах или речках.
2.       Не всегда есть возможность идти по створам, особенно когда судно управляется по рекомендациям лоцмана.

Метод 2. По пеленгам трех объектов на карте.

При навигации рядом с берегом можно попробовать данный способ.

  • Находим 3 визуальных объекта на берегу. Так же можно использовать платформы.
  • Снимаем координаты судна по GPS и наносим на карту. В электронной карте все уже сделано за вас.
  • Берем пеленг на все 3 объекта и рисуем их на карте от позиции судна.
  • От объектов на карте чертим обратный пеленг в сторону судна.
  • Сумма разницы всех трех пеленгов делим на 3 и получаем поправку гирокомпаса.

Данный способ хорош, но придется снимать пеленги и координаты судна очень быстро, чтобы поправки вышли максимально точными.

Метод 3. Определение поправки гирокомпаса по солнцу, звёздам, луне и полярной звезде.

Определение поправки гирокомпаса по небеным светилам занимает чуть больше времени, поэтому чтобы вам не читать мутату, советую посмотреть следующие ролики, которые помогут разобраться как определять поправки гирокомпаса по небесным объектам.

Видео от флотбардак канала с ютуба.
2 часть видео по определению поправки гирокомпаса по солнцу.

Самый быстрый способ расчета поправки гирокомпаса будет сравнение данных с другим гирокомпасом, поправка которого известна.

Плюсы и минусы гирокомпаса

Преимущества:
1.       Всегда показывает истинный Северный полюс земли.
2.       Имеет несколько репитеров.
3.       Может быть подключен к радару, авторулевому, эхолоту, электронной карте.
4.       Не использует магнитные поля земли для получения данных.
5.       Значения не будут искажены от внешних элементов как магнит, металл и т.д.

Недостатки:
1.       Зависим от электричества.
2.       Если показания гирокомпаса были сбиты, то потребуется время для настройки гирокомпаса. Если показания были сбиты на 20 градусов, то потребуется 5-6 часов для восстановления.

Судоводители каждый день используют гирокомпас для навигации в морях и реках.

Задумывались ли вы, как бы изменилась безопасность в море, если бы корабли все еще ходили по магнитным компасом?

Вам было полезно?

Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок 5

Будь первым, оцени!

Previous Post
Next Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.