Emergency Position Indicating Radio Beacon (EPIRB) – аварийный радиобуй морского назначения. Он предупреждает спасательные береговые службы, о бедствии и незамедлительной помощи.
Разновидности Аварийного радиобуя
- COSPAS-SARSAT EPIRB. Работает на частоте 406.025 и 121.5 МГц. Используется во всех районах плавания.
- INMARSAT-E EPIRB. Работает на частоте 1.6 Ггц в районах А1, А2 и А3.
- VHF ch 70. Канал работает на частоте 156.525 Мгц и используется только в А1 районе.
Как он работает?
На примере самого популярного аварийного радиобуя COSPAS-SARSAT.
Трансляция закодированного сообщения происходит через КОСПАС/SARSAT связь. На частоте 406МГц сигнал бедствия посылается через спутниковую связь, оттуда на береговую станцию, а та уже направляет сигнал на ближайший центр по спасению морских судов и экипажа.
Автоматический и ручной режим EPIRB’а
Когда радиобуй оказывается под водой, на глубине 2-4 метра HRU освобождает его из крепления, тот всплывает и активируется автоматически в течение 1 минуты (зависит от модели устройства).
Его можно активировать вручную, вынув из крепления и соблюдая инструкцию на самом аварийном радиобуе, включить трансляцию сигнала о помощи.
Как провести тест аварийного радиобуя?
Проверка радиобуя проводится каждый месяц следующим образом:
- Нажать и отпустить кнопку “TEST” на радиобуе.
- Красная лампочка должна единожды загореться и погаснуть.
- В течении 30 секунд красная лампочка должна мигать несколько раз, что объясняет, что проводится проверка устройства.
- Через 60 секунд аварийный радиобуй выключится.
Обслуживание EPIRB’а
Он относится к ГМССБ оборудованию, за которое ответственный 2ой помощник капитана. В любом случае, тесты ГМССБ должен знать каждый штурман на судне, эти знания может проверить PSC.
Месячная проверка Аварийного радиобуя
1. Состояние EPIRB:

- Проверить EPIRB на предмет внешних повреждений или коррозий, особенно у основания антенны.
- Обследовать заглушку антенны / соединения других внешних контактов.
- Чекнуть винты и удостовериться в плотности закрытия EPIRB’а, чтобы вода не попала в агрегат.
- Проверить нейлоновый строп на внешние повреждения и износ.
- Осмотреть капсулу на внешние повреждения.
2. Крепление EPIRB:

- Удостовериться, что EPIRB всегда находится в автоматическом режиме передачи и надёжно закреплен на своём месте.
- Крепёжные ремни должны находится в хорошем состоянии и быть надёжно затянуты, чтобы EPIRB не двигался. Убедитесь, что на нём нет дополнительного (лишнего) ремня или футляра.
- Строп прикреплённый к прибору, не должен быть закреплён к другим частям судна.
- EPIRB должен находится на своём месте, даже в экстремально плохую погоду.
- Слегка смажьте устройство разъединения прибора, если это необходимо.
- Проверить состояние рамы. Держать чистым и не красить.
3. Гидростатическое разобщающее устройство (ГРУ, на англ. Hydrostatic release unit – HRU):

- Проверить, чтобы ГРУ был закреплён правильно.
- Посмотреть срок действия устройства, при необходимости заменить.
- По возможности очистить от воды ГРУ.
4. Срок действия EPIRB’a и ГРУ:

- Проверить срок действия батарей и ГРУ. Заказывать новые батареи и ГРУ нужно заранее, за 3 месяца до окончания срока годности старых.
- Большинство поломок и повреждений происходит от воды, попавшей в EPIRB после замены батареи. Убедитесь в корректности установки батареи, проверить на водонепроницаемость.
5. Тестирование EPIRB:
- Прочитать инструкции изготовителя, осторожно вытащите EPIRB с контейнера / футляра. При неудачном удалении EPIRB’a , он активируется. Магнитные активаторы EPIRB должны быть отключены до снятия с рамы.
- Все тесты, включая тест батареи, должны производиться по инструкции.
- Если EPIRB вышел из строя после самопроверки, его нужно отправить на береговой сервис, НЕ СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНИМАТЬ НИКАКИХ ПОПЫТОК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДРУГИХ ТЕСТОВ.
- Если сигнал бедствия отправится случайно в течении тестирования, сообщить об этом ближайшей береговой станции.
С 2020 года выйдет в свет новое поколение EPIRB’ов, на которых будет отображаться информация, что сигнал бедствия получен и помощь в пути.
Надеюсь, что никому не понадобиться использовать по назначению данное устройство, но с кем чёрт не шутит, изучайте на судне всё, что вас окружает и может вам помочь в нужную минуту.
Спасибо за полезную информацию K.V.