10 важных аспектов использования авторулевого судна

4.7
(3)

В свое время авторулевой создал технологический прорыв в морской индустрии, особенно в навигации. В любом случае, через чур большое доверие устройству, слабое понимание его работы и особенностей уже ни раз приводило к морским катастрофам. Именно поэтому предлагаю более внимательно ознакомиться с данным устройством.

Авторулевой судна синхронизирован с гирокомпасом. Данное устройство управляет рулевым механизмом, чтобы повернуть перо руля под нужным ему углом для удержания заданного курса. Современные авторулевые системы судна могут быть синхронизированы с электронными картами ECDIS, что позволяет им следить за маршрутом проложенным в электронной карте. Данная функция освобождает судоводителя от ручного изменения гирокомпасного курса проложенного в прокладке.

Следующие заметки являются короткими набросками важных аспектов использования авторулевого  во имя безопасной морской навигации и здоровья моряков.

1. Скорость изменения курса и Пределы руля (Rate of turn и Rudder Limits)

Способы поворота судна – важная составляющая авторулевой системы. Она будет использовать настройки заданные судоводителем для поворота скорости. Есть два способа настроек в изменении курса судна:

А. Скорость изменения курса. Самый часто используемый метод поворота судна. В этом способе можно настроить изменения курса от 1-300 градусов в минуту.

Индикаторк скорости изменения курса
Индикатор скорости изменения курса

Б.  Пределы руля. Данная настройка указывает предел поворота руля от 1 градуса и до максимально возможного. В этом методе авторулевой при изменении курса не сможет повернуть руль (перо руля) больше чем ему заданно.

Вахтенный офицер должен учитывать маневренные характеристики судна при использовании любого метода.

Современные системы позволяют изменять курс учитывая радиус поворота. Он же учитывается в морских милях.

2. Насосы рулевого механизма

Насосы рулевого механизма гоняют гидравлическое масло в системе, что позволяет перу руля двигаться в нужном направлении. Чем больше насосов используется, тем быстрее двигается перо руля, что позволяет быстрее изменить курс. Количество насосов зависит от типа судна.

3. Сигнал об уходе с заданного курса

Сигнал предупреждает вахтенного офицера, что заданный курс авторулевому сильно отличается от истинного курса судна. Судоводитель может вручную установить число градусов когда авторулевой подаст подобный звуковой сигнал.

4. Ручное управление судном

Судно должно управляться вручную, когда ходит в ограниченных вода, каналах и районах с повышенным судовым трафиком. Вахтенный офицер должен уметь быстро среагировать при необходимости как перейти с авторулевого на ручное управление судном.

5. Плотность движения

Плотное движение судов
Пример плотного движения судов.

Как писалось выше, не рекомендуется использовать авторулевой механизм в районах плотного движения судов, каналах, ограниченных водах и зонах разделения движения. Только в ручном режиме можно незамедлительно повернуть перо руля и вовремя изменить курс.

6. Скорость

Система не так эффективна на малых скоростях. Обычно переходят на ручное управление судном, если скорость меньше 3х узлов. Авторулевому можно задать истинную скорость судна, что позволит ему рассчитывать управление судна от данной скорости. В любом случае все индивидуально и зависит от модели авторулевого.

7. Погодные условия

В ветреную погоду с определенным волнением моря (зависит от размера судна), авторулевой может вести себя непредсказуемо, поэтому необходимо перепроверять его в подобных условиях. Постоянные рыскания судна заставляют авторулевого изменять часто курс судна, что может увеличить период качки. В такие моменты стоит настроить авторулевой под погоду, указав какое волнение моря наблюдается в заданный период времени.

8. Гирокомпас

Авторулевой зависит от гирокомпаса. Если гирокомпас имеет какие-то проблемы, то они обязательно отразятся на управлении судном. В худшем случае, если гирокомпас поломается, то система потеряет возможность управлять судном.

Если судно обесточилось,  гирокомпас вышел из строя или любая другая аварийная ситуация, то вахтенный офицер обязательно должен перейти на ручное управление судном, предупредив о проблеме капитана судна.

9. Важные тревоги и сигналы

Помимо звукового сигнала ухода с заданного курса, авторулевой должен уведомлять:

А. Об ошибке или снижение мощности тока.

Б. Что сенсоры мониторинга нарушены. Если какой-то из сенсоров авторулевого не отвечает.

10. Ограничения

Авторулевая система должна быть так сконструирована, чтобы никто случайно не смог изменить установленный курс. В некоторых системах приходится нажать на колесо и только потом изменять курс.

Авторулевой это действительно незаменимая составляющая навигационного оборудования мостика.

Как вы считаете, все ли важные аспекты в использовании данной системы были написаны выше? Если есть что добавить, прошу поделиться этим в комментариях.

Вам было полезно?

Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок 3

Будь первым, оцени!

Previous Post
Next Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.